Каталог » Мебель и человек
   
   

МЕБЕЛЬ И ЧЕЛОВЕК

мебель и человек     Мебель - постоянно возобновляемый продукт человеческой деятельности, человеком и используемый, один из основных элементов окружающей человека , как принято говорить, предметно-пространственной среды , т.е. элементов среды жилых, общественных и производственных зданий, городской и сельской среды, в т.ч. открытых рекреационных площадок и т.п. Без мебели не может обойтись ни одно современное транспортное средство.

    Уже в силу того, что с теми или иными мебельными объектами, сопровождающими нас прямо от рождения и до самой смерти, мы всю жизнь ежедневно и ежечасно соприкасаемся (а с некоторыми буквально весьма тесно!) в силу их массовости и постоянной в них необходимости, интерес к мебели никогда не ослабевает.

    Для обеспечения человеческих потребностей мебельная промышленность всего мира (включая мелкие фирмы, кустарные мастерские и частных мастеров) выпускает миллионы видов, типов моделей объектов мебели, которые потребляются миллионами людей всех социальных слоев и групп, т.е. старыми и молодыми ,взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, здоровыми и больными, семейными и одинокими, богатыми и бедными. Получается, что мебель - это такой объект, который предназначен для всех сторон и граней человеческой жизнедеятельности: работы и отдыха, сна и учебы, приема пищи и проведения досуга, спорта и т.п. Такие привычные нам и легко узнаваемые предметы создают иллюзию того, что они были всегда и в таком же количестве и разнообразии, что и сейчас.

    Единственным недостатком этих предметов-вещей мы, естественно, считаем лишь то, что они, к сожалению, со временем портятся (ломаются), изнашиваются и, хуже того, выходят из моды. Отсюда постоянное стремление мебель периодически менять (обновлять) на более качественные, современные, модные, более красивые (как нам кажется) и более удобные ее образцы.

    Наверное, интерес к мебели как таковой не лежит лишь в русле ее утилитарной полезности (на чем сидеть или ,например, спать), хотя это одно из основных ее потребительских свойств. Всегда хочется знать, а что было раньше, на чем сидели или лежали наши предки, где и как хранили свои вещи, на чем писали, ели и т.п., какие использовали материалы при изготовлении мебельных объектов, какие те имели формы и декор, как меблировали свои комнаты, много ли было типов мебели, т.е. какова была, говоря современным языком, ее номенклатура, и т. д.? Отсюда один шаг до того, чтобы поинтересоваться, о чем думали эти люди, мечтали, к чему стремились, каков был их быт, модные пристрастия и уровень технико-технологических возможностей? Рассмотрение мебельных объектов прошлого позволяет нам ответить на эти и многие другие вопросы.

    Известный специалист в области истории и стилистики мебели Н.Н. Соболев считает, что (… отдельные произведения живописи и скульптуры не всегда будут в состоянии дать такое ясное представление о бытовых условиях, в которых находилось общество в ту или иную эпоху, как это сделает изучение хотя бы отдельного образца мебели. Креденса готической эпохи и сервант ХV в ., предназначенные служить для одной и той же цели, - совершенно различны по наружному виду , материалу, характеру и способу обработки. Формы, пропорции, украшения и даже запоры этих предметов так же разнятся друг от друга , как и породившие их эпохи).

    Итак, человек создает некий искусственный объект, производит его в гигантских количествах и сам же его потребляет , но не эпизодически (как, например, орудия труда, инструмент), а постоянно, всегда (как одежду, например). Получается, что волей-неволей существующие производительные силы и производственные отношения, стилевые предпочтения и уровень культуры в целом на какой-то промежуток времени (период, эпоху) должны отражаться (и отражаются) в этом объекте наиболее полно. Присовокупите сюда еще постоянное стремление человека внести в продукты своего труда и предметы окружения в целом некое эстетическое начало и получите не такой уж (простой) и понятный объект, каким поначалу представлялась мебель. По моему мнению, именно в этом смысле мебель может соперничать лишь с двумя такими же (известными) объектами человеческой деятельности как одежда и светильники.

    Мебель, как и всякий сотворенный человеком объект (для себя), несет в себе, по крайней мере, две главные функции - утилитарную и эстетическую. Эти функции не просто соседствуют или сосуществуют друг с другом в одном объекте, а находятся в системном единств , т. е. образуют систему функций, когда изменение одной, например, ее ослабление, приводит к изменению другой, например, ее возрастанию, а в целом – к изменению, т.е. трансформации, уже самой материальной структуры всего изделия.

    Посмотрим, за что (отвечают) эти разные функции одного и того же предмета. Утилитарная функция как бы обслуживает тот или иной деятельностный процесс человека в том или ином пространстве (среде), например, учебные занятия, отдых, прием пищи, роботу, сон и т. д. Отсюда оптимальная организация внутреннего пространства здания (помещения) или салона транспортного средства как важнейшее условие оптимизации утилитарной функции , т. е. утилитарного использования мебельного объекта. Эстетическая функция мебели связана (иногда весьма тесно) с духовными потребностями человека , с его представлениям о красоте, гармонии и др.

    Кроме того , эстетическая функция связана с понятием информация , являясь ее носителем и проводником. Мебель рассматривается и как вещь, и как символ. Этот объект семантически переполнен. Он как бы рассказывает нам о ценностных ориентациях отдельных людей, социальных групп и даже общества в целом , важных на тот или иной исторический отрезок времени , является знаком принадлежности людей к той или иной социальной категории, выступает знаком престижа и стандартов потребления в их динамике и развитии, говорит о господствующих модных предпочтениях, сигнализирует о национальных и региональных предпочтениях людей, религиозных верованиях, об уровне техники, технологических возможностях общества, стилевых тенденциях и направлениях развития изобразительных и декоративно – прикладных искусств и всей культуры этого общества.


Страница добавлена 18 Октябрь 2009 г.

Использование фото и текстовой информации с данного сайта запрещено.